Рустем ага великолепный век

Рустем Паша

Биографические данные

Имя при рождении

Дата рождения

Место рождения

Дата смерти

Место смерти

Семейное положение

Титулы

Наместник Теке
Бейлербей Диярбекыра
Дамат Паша
СераскирВеликий визирь

Физическая информация

Цвет глаз

Цвет волос

Национальность

Семья

Династия

Члены семьи

Общие сведения

Деятельность

Лояльность

Место службы

В сериале

Первое
появление

Последнее появление

Актёр

Дубляж

Люди, которых связывает политика, из-за политики и расстаются

Дамат Рустем Паша (осман. رستم پاشا‎, хорв. Rustem-paša Opuković, тур. Damat Rüstem Paşa; ок. 1500 — 10/12 июля 1561) — Великий визирь Османской Империи, зять Султана Сулеймана Великолепного.

В истории

Происхождение и карьера

Традиционно считается, что Рустем Паша был родом из боснийской семьи Опуковичей или Чигаличей, проживавших в Сараево. Однако некоторые источники утверждают, что он был хорватом из Скрадина, сербом или албанцем. В документах от 1557 и 1561 годов отцом Рустема-паши значится Абдуррахман или Абдуррахим. Кроме того, считается, что у Рустема было два брата, османский адмирал Синан-паша и Мустафа-бей, и сестра Нефисе; все они исповедовали ислам.

Будучи ребёнком вместе с братом Синаном прибыл в Стамбул, где приступил к обучению в Эндеруне. В 1526 году участвовал в битве при Мохаче в должности силахтара (султанского оруженосца). После этой битвы началось его продвижение по карьерной лестнице: он получил должность мирахура (первого конюшего). В 1533 году Рустем-паша был назначен наместником Теке, позже бейлербеем Диярбакыра, а в 1538-м — бейлербеем Анатолии. В 1539 году он стал третьим визирем Дивана. 26 ноября 1539 года с согласия султана Сулеймана Рустем женился на его дочери Михримах Султан. Вместе с тем он получил титул Дамата Паши (зятя султана).

В 1541 году Рустем Паша становится вторым визирем. В 1544 году между Сулейманом-пашой, бывшем тогда великим визирем, и Хюсревом-пашой состоялась перепалка на совете Диван на глазах у султана. Дело дошло до драки, в результате оба паши были сняты со своих постов. Должность великого визиря досталась Рустему. После того как в октябре 1553 года «для поддержания мирового порядка» был казнён шехзаде Мустафа, янычары потребовали наказать великого визиря, считая его причастным к смерти любимого ими шехзаде. Хюррем Султан умоляла мужа не слушать клеветников и пощадить их зятя ради дочери. Рустем-паша был снят с должности и весь следующий год провёл в Ускюдаре. В 1555 году Рустем-паша обвинил Кара Ахмеда-пашу во взяточничестве и добился от Сулеймана I его казни. Таким образом Рустем-паша при поддержке Михримах и Хюррем вернул себе должность великого визиря. Он умер 10 или 12 июля 1561 года, предположительно от водянки. Похоронен в комплексе Шехзаде в Стамбуле, в тюрбе, построенном по просьбе Михримах Синаном.

Оценка личности и деятельности

Миниатюра из «Сулейман-наме», на которой предположительно изображён Рустем-паша, вероятно является единственным изображением великого визиря. Миниатюра иллюстрирует сцену времён первого периода правления Рустема-паши, однако ничего не говорит о нём как о человеке. Его внешность, характер и влияние в некоторой степени были описаны венецианским послом Бернардо Навагеро в 1553 году. Он писал: «Рустем-паша небольшого роста, с красным опухшим лицом, напоминающим лицо прокажённого. Следует отметить, в глазах его видна хитрость, говорящая о деловой хватке. Он действует приветливо и дружелюбно. Для него нет большей похвалы, чем тот факт, что султан Сулейман считает его ценным и мудрым советником».

Современные учёные описывают Рустема-пашу с одной стороны как мастера политических интриг и неоднозначную личность, а с другой стороны утверждают, что он был неподкупным человеком и не был вовлечён в какую-либо из форм коррупции. Однако, несмотря на это, в течение всей его жизни Рустем-паша неоднократно подвергался обвинениям в коррупции. Османские историки XVI—XVII веков приписывают ему корректное поведение, трезвость и благочестие. Они утверждали, что он признавал свои ошибки и старался не повторять их; и критиковали его разве что за нелюбовь к дервишам и поэтам. Именно нелюбовь к поэтам легла в основу насмешливых стихов Ташлыджалы:

Коль никогда он не смеялся, то не будет смеяться и в судный день.

Он многое сделал, но никогда не вмешивался в наши дела.

Османская общественность осуждала Рустема-пашу в связи с казнью шехзаде Мустафы. Его считали скупым и жадным «визирем-дьяволом». Нелюбовь народа была подогрета «Элегией» Ташлыджалы, в которой он открыто обвинял великого визиря в причастности к смерти Мустафы. Рустем-паша с одобрения султана издал указ об изгнании Ташлыджалы Яхьи-бея пожизненно в поместье близ Зворника (по другим данным в Темешвару).

Некоторые европейские дипломаты и путешественники, встречавшиеся с Рустемом-пашой, описывали его как «человека с проницательным умом», держащегося «всегда угрюмо, всегда грубо». Другие часто обвиняли его во взяточничестве и воровстве. Его считали жадным; все его побуждения в первую очередь были направлены на получение выгоды для себя, в том числе и деньгами. Помимо всего этого, многие европейцы считали его виновным в смерти Мустафы.

В ходу был анекдот, о том, как именно Рустем-паша смог получить благосклонность Сулеймана и жениться на Михримах. Опасаясь возвышения паши в случае заключения брака с султанской дочкой, противники Рустема пустили слух о том, что он болен проказой. Однако, лекари, осмотревшие Рустема, обнаружили на его рубашке вошь, которая опровергала слухи о болезни, поскольку вши не селятся на больных лепрой. Так Рустем-паша стал зятем султана.

Рустем-паша совместно с Михримах Султан и Хюррем Султан образовали внутренний круг влияния на решения Сулеймана I. Кроме того, их поддерживал шейх-уль-ислам Эбуссууд Эфенди. Это подтверждает тот факт, что Эбусууд поддержал решение султана казнить старшего сына, рождённого от Махидевран. Таким образом путь к трону был открыт для одного из сыновей Хюррем.

Сулейман ценил финансовые способности Рустема: он был способен увеличить капитал империи в несколько раз. Без крупных финансовых вливаний не было бы возможным осуществлять многочисленные военные походы, архитектурные проекты, проекты улучшения водоснабжения в Стамбуле, Мекке и Иерусалиме и прочие проекты. Сам Рустем-паша тоже был не беден, отчасти из-за занимаемой должности. Практически все финансовые операции проходили под его контролем. В многочисленных поместьях великого визиря восстанавливалось и расширялось сельское хозяйство. Он также извлёк выгоду из процветающей торговли с Европой и Индией.

После смерти Рустема-паши в казначейство был передан список усадеб покойного. Кроме этого, в его состояние входило 1700 рабов, тысячи военных лошадей и верблюдов, а также сёдла и золочёные стремена, броня, оружие и прочее. Помимо этого имелось большое количество золотых и серебряных монет, драгоценных камней, ковров, более 5000 книг. Кроме того Рустем-паша имел многочисленные хозяйства и фонды.

Под управлением Рустема-паши началась практика подарков, которая позже переросла в покупку должностей.

Наибольшего успеха во внешней политике Рустем-паша добился в 1547 году, заключив соглашение по пятилетнему перемирию с Карлом Габсбургом. Одним из условий перемирие была выплата Османской империи 30000 дукатов. Рустем-паша получил в подарок охотничьих собак и соколов, а для султана — личного часовых дел мастера.

Как военный командир Рустем-паша не имел успеха. Единственная крупная кампания, в которой он был командующим, окончилась для него снятием с поста великого визиря: в 1553 году во время похода в Персию янычары отказались подчиняться ему. Поскольку Сулейман не был во главе армии, то янычары приняли решение подчиняться шехзаде Мустафе. Это известие привело в бешенство Сулеймана. Мустафу казнили, а Рустема-пашу сняли с поста и выслали в Ускюдар.

Религиозные взгляды

Рустем-паша был убеждённым суннитом ханафитского мазхаба. К своим религиозным обязанностям он относился весьма серьезно: никогда не пропускал предписанных молитв, а кроме того любил слушать чтение Корана. Он следовал всем религиозным установкам, которых придерживался султан Сулейман и которые рекомендовал Эбусууд-эфенди. Они нашли своё отражение в надписях, собранных для мечети Рустема-паши предположительно Шейхом Хакимом-челеби. Вера Рустема-паши нашла своё отражение в многочисленных религиозных фондах. Они давали возможность поддержать население, которое в свою очередь возносило молитвы за султана. Работу фондов он согласовывал с самим султаном, своей супругой и её матерью. В поместьях Рустема-паши были найдены многочисленные экземпляры Корана, подтверждавшие его религиозность и деятельность по распространению ислама. Несмотря на нетерпимость Рустема-паши к людям другой веры, посол Навагеро общался с Рустемом больше, чем кто-либо из его предшественников. Рустем-паша, как и сам посол, не испытывал доверия к иноверцу, однако при нём «рейтинг» христиан поднялся как никогда ранее.

Благотворительная деятельность

Уставы фонда от 1544, 1557, 1560 и 1561 годов, а также посмертный от 1570 года свидетельствуют о том, Рустем-паша использовал своё огромное состояние в благотворительных целях. Были созданы многочисленные благотворительные фонды и связанные с ними объекты, которые служили для обеспечения финансирования проектов этих фондов при его жизни и после смерти. Ни один великий визирь до него не смог добиться такого размаха. Эти фонды почти всегда располагались либо в двух главных городах Стамбуле и Эдирне или в местах прохождения важных торговых путей между Эстергомом на севере и Мединой на юге, а также между Скопьем на западе и Ваном на востоке. Таким образом, они также являлись важным фактором в повышении производственной экономики и торговли. В частности, великий визирь лично заботился о производстве шёлка и шёлковой торговле: он способствовал открытию шёлковых фабрик в Бурсе, шёлковой мануфактуры в Стамбуле, а также преобразовал в 1551 году крытый базар в Сараево в центр шёлковой торговли.

Читайте также:  Вкусный рецепт приготовления куриной печени

Самым известным благотворительным проектом считается мечеть Рустема-паши в Стамбуле. Она была достроена посмертно по инициативе Рустема-паши архитектором Синаном. Строительством, а позже управлением проекта занималась вдова Рустема Михримах. Другими крупными строительными проектами были пятничная мечеть в Родосто и каравансарая в Эдирне. Для обеспечения работы этих фондов и других проектов, а также месджитов, начальных школ, медресе, хосписов, текке, караван-сараев, общественных фонтанов, дорог с твердым покрытием и бесплатных мостов служил доход от деревень, полей, ферм, фабрик, кожевенных мастерских, пекарен, мельниц, магазинов, поместий, складов, торговых караван-сараев, крытых базаров и коммерческих хаммамов.

Для обеспечения работы всех фондов Рустем-паша в случае своей смерти назначил наследницами своего состоянии Михримах и их дочь Айше Хюмашах Султан.

Потомство

Количество и имена детей Рустема-паши малоизвестны, литературные записи по этому поводу противоречивы. Точно известно, что у Рустема-паши была дочь от Михримах Айше Хюмашах Ханым Султан. Её мужья и дети были весьма богаты и занимали влиятельные посты. То же касается и внуков Айше Хюмашах.

Безымянный сын Рустема-паши и Михримах Султан покоится в тюрбе рядом с отцом. Он умер незадолго до смерти отца от эпидемии. Две других безымянных могилы, находящиеся в мечети Михримах в Ускюдаре, считаются могилами сыновей Михримах и Рустема. Существует также могила Осман-бея (1576/77), сына Рустема-паши от другой матери.

Единственная дочь Рустема-паши и Михримах Султан родилась в 1543 году (по другим данным, в 1541) и умерла в 1594/1595. В год смерти отца она вышла замуж за Шемси Ахмеда-пашу, ставшего впоследствии великим визирем. А после его смерти вышла замуж за Нишанджы Феридун Бея. Айше Хюмашах похоронена в комплексе Азиза Махмуда Хюдайи. У Айше Хюмашах в браке с Ахмедом-пашой родилось две дочери и четверо сыновей.

Характер

Рустем хитер и рассудителен, умеет плести интриги. Это доказывает его письмо, написанное с целью очернить Мустафу в глазах Сулеймана и подвести шехзаде к казни.

Готов на все ради Хюррем Султан и Михримах Султан, своей супруги, дочери Хюррем, в которую влюблен без памяти.

Дамат Рустем-паша
осман. رستم پاشا ‎
тур. Damat Rüstem Paşa

Вероятно, Рустем-паша
Деталь миниатюры из «Сулейман-наме» Арифи Фетхуллаха Челеби, XVI Век. Стамбул, библиотека дворца-музея Топкапы, Hazine, № 1517, л. 498 b
28 ноября 1544 — 6 октября 1553
Предшественник Хадым Сулейман-паша Преемник Кара Ахмед-паша
29 сентября 1555 — 10/12 июля 1561 Предшественник Кара Ахмед-паша Преемник Семиз Али-паша Рождение ок. 1500
Сараево Смерть 10 июля1561 ( 1561-07-10 )
Стамбул Место погребения мечеть Шехзаде Супруга Михримах-султан Дети сын: Осман-бей
дочь: Айше Хюмашах-султан Образование
  • Эндерун
Вероисповедание исламсуннитского толка Звание генерал Медиафайлы на Викискладе

Дама́т Русте́м-паша́ (осман. رستم پاشا ‎, хорв. Rustem-paša Opuković , тур. Damat Rüstem Paşa ; ок. 1500 — 10/12 июля 1561) — великий визирь Османской империи, зять султана Сулеймана Великолепного.

Содержание

Происхождение и карьера [ править | править код ]

Традиционно считается, что Рустем-паша был родом из боснийской семьи Опуковичей или Чигаличей, проживавших в Сараеве [1] [2] [3] . Однако некоторые источники утверждают, что он был хорватом [4] из Скрадина [5] , сербом или албанцем [6] [7] . В документах от 1557 и 1561 годов отцом Рустема-паши значится Абдуррахман или Абдуррахим. Кроме того, считается, что у Рустема было два брата, османский адмирал Синан-паша [8] и Мустафа-бей, и сестра Нефисе; все они исповедовали ислам [9] .

Будучи ребёнком вместе с братом Синаном прибыл в Стамбул, где приступил к обучению в Эндеруне. В 1526 году участвовал в битве при Мохаче в должности силахтара [tr] (султанского оруженосца) [1] [2] . После этой битвы началось его продвижение по карьерной лестнице: он получил должность мирахура (первого конюшего) [10] . В 1533 году Рустем-паша был назначен наместником Теке, позже бейлербеем Диярбакыра, а в 1538-м — бейлербеем Анатолии. В 1539 году он стал третьим визирем Дивана. 26 ноября 1539 года с согласия султана Сулеймана Рустем женился на его дочери Михримах Султан. Вместе с тем он получил титул дамата [tr] (зятя султана) [3] .

В 1541 году Рустем-паша становится вторым визирем. В 1544 году между Сулейманом-пашой, бывшем тогда великим визирем, и Хюсревом-пашой состоялась перепалка на совете Диван на глазах у султана. Дело дошло до драки, в результате оба паши были сняты со своих постов. Должность великого визиря досталась Рустему [7] . После того как в октябре 1553 года «для поддержания мирового порядка» был казнён шехзаде Мустафа, янычары потребовали наказать великого визиря, считая его причастным к смерти любимого ими шехзаде [11] . Хюррем Султан умоляла мужа не слушать клеветников и пощадить их зятя ради дочери [12] . Рустем-паша был снят с должности и весь следующий год провёл в Ускюдаре [7] . В 1555 году Рустем-паша обвинил Кара Ахмеда-пашу во взяточничестве и добился от Сулеймана I его казни [13] . Таким образом Рустем-паша при поддержке Михримах и Хюррем вернул себе должность великого визиря [1] [10] . Он умер 10 или 12 июля 1561 года [6] [7] , предположительно от водянки [14] . Похоронен в комплексе Шехзаде в Стамбуле, в тюрбе, построенном по просьбе Михримах Синаном [3] [15] .

Оценка личности и деятельности [ править | править код ]

Миниатюра из «Сулейман-наме», на которой предположительно изображён Рустем-паша, вероятно является единственным изображением великого визиря. Миниатюра иллюстрирует сцену времён первого периода правления Рустема-паши, однако ничего не говорит о нём как о человеке [16] . Его внешность, характер и влияние в некоторой степени были описаны венецианским послом Бернардо Навагеро в 1553 году. Он писал: «Рустем-паша небольшого роста, с красным опухшим лицом, напоминающим лицо прокажённого. Следует отметить, в глазах его видна хитрость, говорящая о деловой хватке. Он действует приветливо и дружелюбно [17] . Для него нет большей похвалы, чем тот факт, что султан Сулейман считает его ценным и мудрым советником» [18] .

Современные учёные описывают Рустема-пашу с одной стороны как мастера политических интриг и неоднозначную личность [1] , а с другой стороны утверждают, что он был неподкупным человеком и не был вовлечён в какую-либо из форм коррупции [19] . Однако, несмотря на это, в течение всей его жизни Рустем-паша неоднократно подвергался обвинениям в коррупции [20] . Османские историки XVI—XVII веков приписывают ему корректное поведение, трезвость и благочестие [4] . Они утверждали, что он признавал свои ошибки и старался не повторять их [21] ; и критиковали его разве что за нелюбовь к дервишам и поэтам [22] . Именно нелюбовь к поэтам легла в основу насмешливых стихов Ташлыджалы [23] [24] :

كولمز يدي يوزي محشرده دخي كولميه سي
چوق ايش ايتدي بزه اول صاغلغله اولميه سي

Gülmez idi yüzi maḥşerde daḫi gülmiyesi
Çoḳ iş ėtdi bize ol ṣaġlıġile olmıyası

Коль никогда он не смеялся, то не будет смеяться и в судный день
Он многое сделал, но никогда не вмешивался в наши дела

Османская общественность осуждала Рустема-пашу в связи с казнью шехзаде Мустафы. Его считали скупым и жадным «визирем-дьяволом» [25] . Нелюбовь народа была подогрета «Элегией» Ташлыджалы, в которой он открыто обвинял великого визиря в причастности к смерти Мустафы. Рустем-паша с одобрения султана издал указ об изгнании Ташлыджалы Яхьи-бея пожизненно в поместье близ Зворника [26] [27] (по другим данным в Темешвару [28] ).

Некоторые европейские дипломаты и путешественники, встречавшиеся с Рустемом-пашой, описывали его как «человека с проницательным умом» [29] [30] , держащегося «всегда угрюмо, всегда грубо» [31] [32] . Другие часто обвиняли его во взяточничестве и воровстве [33] . Его считали жадным; все его побуждения в первую очередь были направлены на получение выгоды для себя, в том числе и деньгами [34] . Помимо всего этого, многие европейцы считали его виновным в смерти Мустафы [35] .

В ходу был анекдот, о том, как именно Рустем-паша смог получить благосклонность Сулеймана и жениться на Михримах. Опасаясь возвышения паши в случае заключения брака с султанской дочкой, противники Рустема пустили слух о том, что он болен проказой. Однако, лекари, осмотревшие Рустема, обнаружили на его рубашке вошь, которая опровергала слухи о болезни, поскольку вши не селятся на больных лепрой. Так Рустем-паша стал зятем султана [4] [36] [37] .

اولیجق بر کشینك بختی قوی طالعی یار
کهله سی دخی محلنده انك ایشه یرار

Olıcaḳ bir kişiniñ baḫtı ḳavī ṭāliʿi yār
Kehlesi daḫi maḥallinde anıñ işe yarar

Сильным и счастливым сделаешь народ,
Коль вовремя сможешь обнаружить вошь! [38]

Рустем-паша совместно с Михримах Султан и Хюррем Султан образовали внутренний круг влияния на решения Сулеймана I [39] . Кроме того, их поддерживал шейх-уль-ислам Эбуссууд Эфенди [40] . Это подтверждает тот факт, что Эбусууд поддержал решение султана казнить старшего сына, рождённого от Махидевран [41] . Таким образом путь к трону был открыт для одного из сыновей Хюррем.

Читайте также:  Вреден ли глюконат кальция

Сулейман ценил финансовые способности Рустема: он был способен увеличить капитал империи в несколько раз. Без крупных финансовых вливаний не было бы возможным осуществлять многочисленные военные походы, архитектурные проекты, проекты улучшения водоснабжения в Стамбуле, Мекке и Иерусалиме и прочие проекты. Сам Рустем-паша тоже был не беден, отчасти из-за занимаемой должности. Практически все финансовые операции проходили под его контролем. В многочисленных поместьях великого визиря восстанавливалось и расширялось сельское хозяйство. Он также извлёк выгоду из процветающей торговли с Европой и Индией [39] .

После смерти Рустема-паши в казначейство был передан список усадеб покойного. Кроме этого, в его состояние входило 1700 рабов, тысячи военных лошадей и верблюдов, а также сёдла и золочёные стремена, броня, оружие и прочее. Помимо этого имелось большое количество золотых и серебряных монет, драгоценных камней, ковров, более 5000 книг [42] . Кроме того Рустем-паша имел многочисленные хозяйства и фонды [43] .

Под управлением Рустема-паши началась практика подарков (джаʾизе, пишкеш [tr] ), которая позже переросла в покупку должностей [2] [44] .

Наибольшего успеха во внешней политике Рустем-паша добился в 1547 году, заключив соглашение по пятилетнему перемирию с Карлом Габсбургом. Одним из условий перемирие была выплата Османской империи 30000 дукатов. Рустем-паша получил в подарок охотничьих собак и соколов, а для султана — личного часовых дел мастера [45] [46] .

Как военный командир Рустем-паша не имел успеха. Единственная крупная кампания, в которой он был командующим, окончилась для него снятием с поста великого визиря: в 1553 году во время похода в Персию янычары отказались подчиняться ему. Поскольку Сулейман не был во главе армии, то янычары приняли решение подчиняться шехзаде Мустафе. Это известие привело в бешенство Сулеймана [47] . Мустафу казнили, а Рустема-пашу сняли с поста и выслали в Ускюдар [48] .

Религиозные взгляды [ править | править код ]

Рустем-паша был убеждённым суннитом ханафитского мазхаба. К своим религиозным обязанностям он относился весьма серьезно: никогда не пропускал предписанных молитв, а кроме того любил слушать чтение Корана. Он следовал всем религиозным установкам, которых придерживался султан Сулейман и которые рекомендовал Эбусууд-эфенди. Они нашли своё отражение в надписях, собранных для мечети Рустема-паши предположительно Шейхом Хакимом-челеби. Вера Рустема-паши нашла своё отражение в многочисленных религиозных фондах. Они давали возможность поддержать население, которое в свою очередь возносило молитвы за султана. Работу фондов он согласовывал с самим султаном, своей супругой и её матерью [49] . В поместьях Рустема-паши были найдены многочисленные экземпляры Корана, подтверждавшие его религиозность и деятельность по распространению ислама [43] . Несмотря на нетерпимость Рустема-паши к людям другой веры, посол Навагеро общался с Рустемом больше, чем кто-либо из его предшественников. Рустем-паша, как и сам посол, не испытывал доверия к иноверцу, однако при нём «рейтинг» христиан поднялся как никогда ранее [18] .

Благотворительная деятельность [ править | править код ]

Уставы фонда от 1544, 1557, 1560 и 1561 годов, а также посмертный от 1570 года свидетельствуют о том, Рустем-паша использовал своё огромное состояние в благотворительных целях. Были созданы многочисленные благотворительные фонды и связанные с ними объекты, которые служили для обеспечения финансирования проектов этих фондов при его жизни и после смерти. Ни один великий визирь до него не смог добиться такого размаха. Эти фонды почти всегда располагались либо в двух главных городах Стамбуле и Эдирне или в местах прохождения важных торговых путей между Эстергомом на севере и Мединой на юге, а также между Скопьем на западе и Ваном на востоке. Таким образом, они также являлись важным фактором в повышении производственной экономики и торговли [50] . В частности, великий визирь лично заботился о производстве шёлка и шёлковой торговле: он способствовал открытию шёлковых фабрик в Бурсе, шёлковой мануфактуры в Стамбуле, а также преобразовал в 1551 году крытый базар в Сараеве в центр шёлковой торговли [18] .

Самым известным благотворительным проектом считается мечеть Рустема-паши в Стамбуле. Она была достроена посмертно по инициативе Рустема-паши архитектором Синаном. Строительством, а позже управлением проекта занималась вдова Рустема Михримах [51] . Другими крупными строительными проектами были пятничная мечеть в Родосто и каравансарая [tr] в Эдирне. Для обеспечения работы этих фондов и других проектов, а также месджитов [tr] , начальных школ, медресе, хосписов, текке, караван-сараев, общественных фонтанов, дорог с твердым покрытием и бесплатных мостов служил доход от деревень, полей, ферм, фабрик, кожевенных мастерских, пекарен, мельниц, магазинов, поместий, складов, торговых караван-сараев, крытых базаров и коммерческих хаммамов [9] .

Для обеспечения работы всех фондов Рустем-паша в случае своей смерти назначил наследницами своего состоянии Михримах и их дочь Айше Хюмашах Султан [9] .

Потомство [ править | править код ]

Количество и имена детей Рустема-паши малоизвестны, литературные записи по этому поводу противоречивы. Точно известно, что у Рустема-паши была дочь от Михримах Айше Хюмашах Ханым Султан [52] . Её мужья и дети были весьма влиятельны и занимали важные государственные посты. То же касается и внуков Айше Хюмашах.

Безымянный сын Рустема-паши и Михримах Султан покоится в тюрбе рядом с отцом. Он умер незадолго до смерти отца от эпидемии [15] . Две других безымянных могилы, находящиеся в мечети Михримах в Ускюдаре, считаются могилами сыновей Михримах и Рустема. Существует также могила Осман-бея (1576/77), сына Рустема-паши от другой матери [53] [54] [55] .

Единственная дочь Рустема-паши и Михримах Султан родилась в 1543 году (по другим данным, в 1541) и умерла в 1594/1595. В год смерти отца она вышла замуж за Семиз Ахмеда-пашу, ставшего впоследствии великим визирем. А после его смерти вышла замуж за Нишанджи Феридун-бея [56] . Айше Хюмашах похоронена в комплексе Азиза Махмуда Хюдайи [57] . У Айше Хюмашах в браке с Ахмедом-пашой родилось две дочери (Салиха Султан; имя второй дочери неизвестно) и четверо сыновей (Осман-бей (ум. 1591), Мехмед-бей (ум. 20 июня 1593), Абдуррахман-бей (ум. после 1597) и Мустафа-паша (ум. 20 июня 1593)) [58] [59] [60] .

Юсуф Синан-паша в 1573 году женился на старшей из двух дочерей Айше Хюмашах Султан — Салихе Султан. После смерти жены в 1576 году Юсуф Синан женился на младшей дочери Айше Хюмашах. В этом браке родилось два сына: Махмуд-паша (ум. 1643) и Хюсейн-бей [52] .

Сериал Великолепный век знакомит нас с Рустемом-пашой как с человеком весьма хитрым и изворотливым. Он амбициозен, беспощаден и предан своей госпоже Хюррем султан. Безмерно влюблен в единственную дочь Сулеймана Михримах султан. Рустем готов пойти на всё ради госпожи, любимой супруги и власти. Он умелый интриган, который стал одной из главных фигур в политической смертельной игре против шехзаде Мустафы.

Имеет ли сходство экранизированный Рустем паша со своим настоящим прототипом? Давайте вместе об этом узнаем.

Биография

Точных данных, которые бы указали нам на его происхождение не имеется. Поэтому есть несколько версий. По более распространенной из них, родиной Рустема-Паши принято считать столицу Боснии, город Сараево. Примерный год рождения 1500. Он родился то ли в семье Опуковичей, то ли Чигаличей. И настоящее имя его Борис.

Но есть источники по утверждению которых Рустем-Паша был сербом, а возможно хорватом или албанцем.

В архивных записях за 1557-1561 годы, его отцом записан Абдуррахман или Абдураххим. Это означает, что он был рабом принявшим ислам. Также историки приписывают ему сестру Нефисе и двух братьев: османского адмирала Синана-Пашу и Мустафу-Бея.

Когда Рустем был ещё ребёнком, его вместе с братом Синаном привезли в Стамбул. Оба они попали в дворцовый учебный центр Эндерун. Сюда попадали мальчики, которых как налог с немусульманского населения принудительно забирали из семьи. В этом заведении юноши должны были в последовательном порядке пройти семь стадий обучения. Их специально готовили для принятия их на службу на управляющие должности. Некоторые отправлялись служить янычарами. А те кто успешно прошел все семь стадий становились важными чиновниками.

Карьерный рост

В 1526 году, Рустем получил свою первую должность силахтара – султанский оруженосец. И в качестве султанского оруженосца он участвовал в легендарном военном походе на Мохач вместе с султаном Сулейманом.

После этого победоносного сражения Рустем начал свое карьерное продвижение: ему доверили султанскую конюшню, где Рустем-ага был главным конюхом, мирахур.

В 1533 году он получил более серьезное назначение – его сделали наместником в Теке. Потом он стал бейлербеем в Диярбакыр, а дальше, в 1538г., Рустем поехал служить бейлербеем в Анатолию.

Рустем поднимался по карьерной лестнице всё выше и выше. 1539 год стал значим для него тем, что он стал третьим визирем в совете дивана. А 26 ноября 1539 года Султан Сулейман одобрил его желание женится на Михримах Султан. Так он получил титул Дамат, что значит зять султана.

В 1541 году Рустем поднялся ещё на одну ступеньку выше и стал вторым визирем.

А в 1544 году между Сулейманом-пашой и тогдашним великим визирем Хюсревом-пашой случилась серьезная перепалка прямо на глазах у Султана. Дело даже дошло до драки и оба паши были сняты с постов. На освободившееся место Великого визиря быстро был назначен Рустем-Паша. Это было первое его назначение на эту должность. Тогда он прослужил в ней 9 лет.

Читайте также:  Поросенок в духовке целиком рецепт с фото

В 1553 году, после казни Мустафы, взбунтовавшиеся янычары потребовали лишить жизни Рустема-Пашу, считая его виновным в смерти наследника Султана. Хюррем султан сумела защитить своего зятя. Она умоляла Сулеймана не верить в сплетни и пожалеть его хотя бы ради их дочери. Сулейман снял Рустема с должности и отправил его подальше в Ускюдар до тех пор, пока страсти не утихли.

В 1555 году Рустем паша сумел вернуть себе доверие Сулеймана и должность великого визиря. Разумеется, при поддержке свекрови и супруги. Он выдвинул обвинения во взятках против бывшего тогда Великим визирем Кара Ахмеда-Паши. Рустему удалось добиться его казни. И после этого он снова стал Великим визирем.

Внешность и оценка личности

Вероятно, в мире не существует ни одной иллюстрации с его изображением. Пожалуй, кроме одной. И то не факт, что это именно Рустем паша. Это Миниатюра из книги “Сулейман-наме”. Считается что на ней как раз изображен Рустем-паша. Но этот рисунок никак не раскрывает нам его личности.

О его внешности, характере и его влиятельности немного написал один венецианский посол:

«Рустем-паша небольшого роста, с красным опухшим лицом, напоминающим лицо прокажённого. Следует отметить, в глазах его видна хитрость, говорящая о деловой хватке. Он действует приветливо и дружелюбно. Для него нет большей похвалы, чем тот факт, что султан Сулейман считает его ценным и мудрым советником»

Историки нашего времени пишут о нем, что он был довольно неоднозначным человеком, умеющим мастерски плести интриги в мире политики. И в то же время они говорят, что он был неподкупен и не вовлекался в коррупцию. Но не смотря на их утверждения, существуют записи, судя по которым можно понять, что Рустем-Паша на протяжении всей своей жизни обвинялся во взяточничестве. Историки Османской империи в XVI—XVII писали о нем как о человеке корректном, благочестивом, обладающим трезвым умом. По их утверждениям, он умел признавать собственные ошибки и избегал из повторения. Единственная критика в его адрес с их стороны – нелюбовь к поэтам и дервишам. За нелюбовь к поэтам он стал жертвой стихотворных насмешек Ташлыджалы.

Османский народ считал его виновным в смерти шехзаде Мустафы. Были те, кто называл его визирем-дьяволом. Винили в скупости и жадности. Народ не любил его и это чувство подогревалось произведением Ташлыджалы, в котором автор открыто обвинял Рустема в смерти Мустафы. За эту дерзость Ташлыджалы и был изгнан из столицы.

Дипломаты и путешественники из Европы, которые виделись с Рустемом-пашой, отметили его проницательный ум, угрюмость и грубость. Он часто обвинялся с их стороны во взятках и воровстве. Гости столицы тоже считали его жадным и всегда ищущим личную выгоду, в том числе и денежную. Европейцы тоже придерживались общего мнения о его причастности к смерти шехзаде Мустафы.

Рустема-Пашу многие не любили настолько, что даже сочинили про него анекдот о том, как он заполучил благосклонность султана и женился на Михримах.

Сильным и счастливым сделаешь народ,
Коль вовремя сможешь обнаружить вошь!

По легенде у Рустема-Паши были противники, желавшие помешать ему женится на дочери султана. Они пустили слух о том, что он болен проказой. Султан Сулейман велел выяснить, так ли это на самом деле. И во время осмотра Рустема-Паши один из лекарей обнаружили на нём вошь. Так словосочетание “вошь удачи” прилипло к Рустему.

Рустем-Паша, Хюррем султан и Михримах султан объединились в компанию, которая могла воздействовать на Падишаха. Хюррем как жена, Михримах как любимая дочь, Рустем как Великий визирь и уже как зять.

Рустем-Паша был хорошим финансистом, что Сулейман очень ценил в нём. Он мог приумножить казну империи в несколько раз. Это было очень важно для османского государства, ведь военные походы, строительство, благоустройство города и снабжение городов водой требовали крупных денежных затрат.

Сам Рустем тоже был очень богат. Отчасти благодаря своей должности. Он контролировал все финансовые передвижения. В его владении находились многочисленные поместья, где он возрождал и расширял сельское хозяйство. Выгоду для себя он сумел извлечь и из развивающейся торговли с Индией и Европой.

За ним числилось несколько усадеб, многочисленное хозяйство и фонды. Ему принадлежало 1700 рабов, тысячи верблюдов и лошадей. Среди его богатств были золоченые стремена, броня, золоченые оружия и прочие золотые вещи. У него было много золотых и серебряных монет, драгоценных камней, дорогих ковров и более пяти тысяч книг.

Именно при Рустеме-Паше вошла в моду практика подарков, которая постепенно перешла в тенденцию покупки государственных должностей.

Самым успешным достижением Рустема-Паши можно считать заключение им мирного договора с Карлом Габсбургом. По условию этого договора, Османская империя получила 30000 дукатов, Султану Сулейману подарили личного мастера часов, а Рустем принял в подарок охотничьих собак и соколов.

В качестве полководца Рустем-Паша успеха не получил. Отправившись в свой единственный крупный военных поход, он лишился должности Великого Визиря. Это произошло в 1553 году, когда турецкие войска отправились войной на персов. Тогда солдаты отказались подчиняться Рустему, желая видеть своим предводителем шехзаде Мустафу. Об этом узнал Сулейман, который потом казнил Мустафу. После этого поднялись волнения среди янычар и Сулейману пришлось снять Рустема-пашу с поста.

Благотворительность

Согласно документам Рустем-Паша использовал свои богатства в благотворительности. Он создавал много фондов и запускал проекты, которые обеспечивали финансирование этих фондов как при жизни, так и после его смерти. Ни одному великому визирю не удалось добиться таких масштабов в благотворительности.

Мечеть Рустема паши

Для того чтобы обеспечивать начальные школы, больницы, медресе, текке, каравансараи, общественные фонтаны, обслуживать твердые дороги и бесплатные мосты, Рустем-Паша использовал доходы, которые получал с деревень, с сельского хозяйства, мастерских, пекарен, мельниц, магазинов, коммерческих бань и т.д. Эти его фонды в основном располагались в крупных городах или на важных торговых путях, где эти товары и услуги пользовались спросом. Такое удачное размещение обеспечило рост производственной экономики и повышение торговли.

Под его личным руководством проходило производство и продажа шелка. В Бурсе им были открыты шелковые фабрики, в Стамбуле шелковые мануфактуры, шла шелковая торговля. А в 1551 году Рустем-Паша в Сараеве преобразовал крытый базар в центр, где торговали шелками.

Мечеть Рустема паши

Чтобы эти его проекты могли и дальше работать, Рустем завещал их своей любимой жене Михримах и их дочери Айше Хюмашах Султан.

Самый его популярный благотворительный проект – мечеть Рустема-Паши. Он не успел достроить её при жизни, поэтому её строительством после смерти Рустема занималась овдовевшая Михримах султан. В память о муже, она приказала отделать стены мечети изысканной и тончайшей плиткой, напоминающей шелк, который так любил Рустем.

Отношения с Михримах Султан

Конечно, можно смело сказать, что их брак был по расчету. Но он не был таким уж печальным, каким нам его показали в сериале Великолепный век. Михримах султан и Рустем-Паша очень уважали друг друга. Михрима-султан была хорошо воспитана, обладала кротким характером и умела справляться с ревнивым нравом своего мужа.

Жили они душа в душу. Оба были очень набожными людьми. Михримах знала Рустема с самого детства, ведь он был наставником её родных братьев. У них было много общих увлечений. Рустем занимался политическим и финансовым образованием своей молодой супруги. И они оба занимались благотворительностью. Михримах очень уважала своего мужа. Хоть о огромной любви в истории не идет и речи, с уверенностью можно сказать, что их семейные отношения были очень гармоничными. В этом браке они прожили вместе 22 года, пока Рустем-Паша не скончался.

От чего умер Рустема-паша

В сериале Великолепный век Рустем-Паша умирает от рук Атманджи, которого ночью во дворец впустила сама Михримах, чтобы отомстить ему за предательство Баязида. В реальности такого вовсе не было. А данная экранизация лишь выдумка сценаристов.

До сих пор никто не знает от чего на самом деле умер Рустем-Паша. Историки пишут, что в последние годы своей жизни он неважно себя чувствовал. По некоторым сведениями причиной его смерти могла стать водянка. Говорили также, что умереть он мог от простой простуды. Была даже теория отравления, как месть за смерть шехзаде Мустафы. Но эта версия ничем не подтверждается.

Семья и дети

Рустем-Паша в действительности был женат два раза. Имя первой его жены не известно. Но считается, что от этого брака у Рустема-Паши был сын, Осман-бей.

Вторая его жена Михримах султан, дочь известного Султана Сулеймана. Она тоже родила ему детей. Но вот до сих пор мало известны имена всех его детей. Точно известно имя лишь его дочери от Михримах – Айше Хюмашах султан.

В тюрбе рядом с Рустемом стоит безымянный гроб, считается что это гроб его сына от Михримах султан. В мечети Михримах, что стоит в Ускюдаре, есть ещё две безымянные могилы, их тоже считают могилами сыновей Рустема и Михримах.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector