Рисунок на советском ковре

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Знать, что означают узоры, выполненные трудолюбивыми руками мастериц с такой точностью, необходимо. Почему? Во-первых, понимание символики орнамента помогает увидеть ценность ковра, как шедевра этого вида искусства.

Во-вторых, в ковровых рисунках заложена история и религия целого народа, его традиции и представления о мире. Нужно отметить, что в современном ковроткачестве используются те же узоры и символы, которые использовались сотни, а то и тысячи лет назад. Каждый символ передается из поколение в поколение, и хранится, как духовное наследие.

В-третьих, значение изображенных символов может повлиять на ваш выбор изделия.

Чтобы подробно описать каждый символ и обсудить его происхождение и истинное значение понадобилось бы написать целую книгу, а может и не одну. Это занятие мы оставим искусствоведам, ковроведам и философам. А из этой статьи вы узнаете о самых распространенных символах, появляющихся на ручных коврах разных народов.

Классификация узоров

Все ковровые узоры, независимо от страны, где соткан ковер, делятся на четыре группы:

  • Животный мир.
  • Растительный мир.
  • Геометрические фигуры.

Ковровые узоры можно классифицировать и по другому признаку — месту, которое символ занимает на ковре. Например, некоторые элементы появляются лишь в центральном поле изделия, другие — в бордюре; некоторые являются частью орнамента, другие — самостоятельными рисунками.

Конечно, не каждая деталь коврового орнамента имеет особое значение. Некоторые элементы являются лишь украшением. Но есть и те, которым придавался раньше сакральный смысл, которые считались талисманами, способными принести в дом счастье, любовь.

Типы узоров

Медальон — этим узором особенно часто украшаются китайские ручные ковры, а также изделия из Ирана. Располагается он в самом центре. Представляет собой композицию из множества мелких элементов: веток, цветов и т.д. Медальон может быть круглым, овальным или в виде ромба. От него в разные стороны расходятся лучи. Медальон обычно ассоциируют с диском солнца.

Авшан — с персидского означает “усеянный”. Представляет собой повторяющийся рисунок с элементами растительного мира на ковре без медальона.

Хешти — узор, выполненный в шахматном порядке. Ковер при этом разделен на квадраты, в каждом из которых символический или растительный рисунок. Данный узор используется на иранских коврах ручной работы.

Гомбад — схож по композиции с медальоном, но имеет более острые формы.

Михраб — еще одна архитектурная форма. Михраб — это ниша мечети. Является самостоятельным асимметричным рисунком, дополняется обычно растительными узорами. Очень часто можно встретить на коврах из Турции.

Символическое значение узоров

Растительные образы

  • Деревья — обычно олицетворяли плодородие и превозносили воду, как источник жизни. Стилизованное дерево изображали геометрическим рисунком, напоминающим стрелу или якорь.
  • Гранат — на коврах можно встретить изображение и плодов и цветков граната.
Читайте также:  Пирог на скорую руку с мясом


Бута — элемент персидского происхождения, имеет бионическую форму и украшен растительными узорами, часто встречается на персидских антикварных коврах .

  • Эслим — спиралевидные бесконечные линии, украшенные цветами и листьями. Эслим — символ бесконечности.
  • Ваза — изображение на коврах вазы, часто с цветами. Используется на востоке как метафора, когда речь идет о возвышенной любви.
  • Животные

    • Орел — символ царской власти и мощи.
    • Павлин — ассоциация с Богом солнца, охранительный талисман.
    • Овцы, бараны — изображаются на коврах символом “S”, несут в себе память о кочевническом образе жизни.
    • Дракон — талисман. Изображается так же, как домашние животные, буквой “S”.
    • Петух — символ возрождения.
    • Лев — олицетворяет силу.
    • Пегас — символ мудрости.

    Геометрические символы

    Часто геометрические фигуры на коврах – это стилизованное изображение животных или растительности. Но иногда встречаются и знаки с особым значением, например, свастика.

    Возможно, теперь вы видите на коврах больше, чем просто замысловатые узоры!

    Теории и практики

    Историческим источником может стать любой артефакт — но от ковров этого ожидаешь, пожалуй, меньше всего. Однако по коврам из запасников Музея современной истории России можно изучать историю XX века: от первых портретов Карла Маркса до полета Валентины Терешковой, от достижений первой пятилетки до масштабного нацпроекта «Большая химия». Вместе с сюжетами меняется и визуальный язык: традиционные узоры сменяются модернистскими абстракциями. T&P выбрали 8 ковров из коллекции музея, а его сотрудники рассказали, что на них выткано.

    Первый герб

    Ковер с изображением герба СССР. ЗСФСР, г. Баку, 1925 г. Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 8100 узлов на 1 кв. дм; 78 × 75 см, бахрома 5 см

    Первый государственный герб СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был написан на 6 оплетающих колосья красных лентах — на русском, украинском, белорусском, армянском, грузинском и азербайджанском языках. На этом ковре еще отсутствует надпись, сделанная по-тюркски: она появилась в конце 1920-х, после вхождения в Союз среднеазиатских республик, а надпись на русском была перемещена в центр композиции.

    До 1972 года ковер находился в Верховном Совете Азербайджанской ССР.

    Карл Маркс

    Ковер с портретом К. Маркса. ЗСФСР, г. Эривань (Ереван), 1926 г. Эриванская коверная мастерская Союза промкооперации Армении. Подарок ЦК МОПР (Международная организация помощи борцам революции). Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 3100 узлов на 1 кв. дм; 172 × 152 см

    Когда перед новым Советским государством встала задача изменить сознание людей, заставить их поверить в новые идеалы и подчиняться новой власти, заработала машина агитации и пропаганды. «План монументальной пропаганды», например, определял, какие исторические личности достойны быть увековечены в скульптуре, живописи и других произведениях искусства. И одним из первых в этом утвержденном В.И. Лениным списке было имя Карла Маркса.

    Уже в 1918 году появились первые памятники Марксу; не отставали и другие области искусства, в том числе декоративно-прикладного. Примечательно, что до этого в культуре ковроткачества закавказских и среднеазиатских республик не было портретных ковров — Маркс и его последователи стали первыми.

    Читайте также:  Как правильно посушить шиповник в домашних условиях

    Сталин и конный пробег

    Ковер с портретом И.В. Сталина. Туркменская ССР, 1936 г. (?) Над портретом текст на туркменском языке. Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 3100 узлов на 1 кв. дм; 178 × 124 см, бахрома 18 см. Фрагмент

    Ковер выполнен туркменскими ковровщицами, предположительно, в 1936 году. За основу был взят самый распространенный официальный фотопортрет И.В. Сталина, который использовался в печати, живописи, графике и на плакатах тех лет. Интересно, что портрет помещен на ковре на фоне знаменитого туркменского коврового орнамента «гель» — визитной карточки туркменских ковров. Обрамляет портрет широкая декоративная кайма из восьмигранных розеток, в которые помещены изображения всадников на конях.

    Эти розетки появились на туркменских коврах 1930-х в память о конном пробеге Ашхабад — Москва: в 1935 году туркменские джигиты на 30 лошадях за 81 день прошли 4300 км, были приняты в Кремле М.И. Калининым и награждены орденами Красной Звезды.

    Несчастливый подарок

    Ковер с портретом народного комиссара тяжелой промышленности Г. К. (Серго) Орджоникидзе. Азербайджанская ССР, не ранее 1933 года. Подарок наркому к 50-летию от Центрального исполнительного комитета Азербайджана. Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 3 350 узлов на 1 кв. дм; 144 × 115 см. Фрагмент

    Этот ковер — своеобразный отчет о достижениях Азербайджана в первой пятилетке. На собрании бакинского партийного актива 26 января 1933 года Лаврентий Берия доложил, что в 1932 году добыто 22,2 млн тонн нефти против 21,7 млн тонн, запланированных на пятый год пятилетки (1932/33), т. е. пятилетка перевыполнена в 4 года; «героическими усилиями бакинских большевиков и рабочих Баку пятилетка Азнефти выполнена в 2,5 года». Именно эти цифры и вплетены в орнаментальное тело ковра.

    Но ковер интересен не только этим. По воспоминаниям жены Орджоникидзе, 27 октября 1936 года в Кисловодске проходило торжественное заседание, посвященное 50-летию наркома. И именно в этот день Орджоникидзе получил известие, что арестован его старший брат Павел (Папулия). Это был для него сильнейший удар; Серго отказался присутствовать на заседании и вскоре уехал в Москву, где, по официальной версии, с ним случился сердечный приступ (по другой версии, Серго застрелился). Ковер тогда в числе других подарков все-таки дошел до адресата и был передан в музей после кончины наркома вместе с его личными вещами.

    Фабрики, заводы, нефтяные вышки

    Ковер с портретами И.В. Сталина и К.Е. Ворошилова. Азербайджанская ССР, не позднее 1938 г. Подарок И.В. Сталину к его 70-летию от коллектива Азербайджанского государственного медицинского института, 1949 г. Х/б, шерстяные и шелковые нити, металл; ткачество ручное ковровое ворсовое и техника «сумах»; плотность 4096 узлов на кв. дм; 297 × 207 см, бахрома 22 см

    Этот ковер выткан в традиционном для южного Азербайджана стиле тебризского сюжетного ковра, который появился в искусстве ковроделия еще в XV веке, но сюжеты — из 1930-х.

    Читайте также:  Польза сыворотки для человека

    В центре — портреты Сталина и Ворошилова. В верхней части — Красная площадь и памятник Ленину в Баку на фоне индустриальных пейзажей; Новокраматорский завод им. Сталина, «Запорожсталь», Магнитогорский металлургический комбинат, Балхашский медеплавильный завод; дымящиеся трубы фабрик и заводов, нефтяные вышки, доменные печи, комбайны, самолеты. На переднем плане — красный самолет экипажа В. Чкалова, участвовавшего в рекордном беспосадочном перелете Москва — Северный полюс — Ванкувер. В нижней части — композиции на тему охраны границ, морской и сухопутной.

    По кайме — 9 сюжетных изображений: вид на Баку со стороны залива, станция «Арбатская» Московского метрополитена, шлюз канала им. Москвы, первая дрейфующая научная станция «Северный полюс — 1», парашютисты (олицетворяют новые виды спорта, получившие широкую популярность во второй половине 1930-х годов), читающий газету чабан (олицетворяет тему ликвидации неграмотности), здание Азербайджанского государственного университета им. Кирова, нефтяные вышки в Каспийском море.

    «Богатство нашей родины»

    Панно «Богатство нашей родины». РСФСР, Московская обл., г. Клин, 1939 г. Подарок И.В. Сталину от авторов — общественниц 12-ой галантерейной фабрики г. Клина. Х/б ткань, шелковая нить, лен, шелковый шнур; ткачество, шитье, вышивка ручная ковровая, 162 × 208 см

    Когда-то через Клин проходил знаменитый ямщицкий тракт из Петербурга в Москву, но после запуска в 1851 году первой ветви Николаевской железной дороги ямские перевозки сократились и основой экономики города стало ручное ткачество (особенно лентоткацкая фабрика француза Людвига Бузона, основанная в 1878 году). Все изменилось в 1930-е, когда в городе открылись новые фабрики и школы, а население выросло почти в четыре раза (с 7400 человек в 1913 году до 29 300 в 1939-м).

    Космос

    Ковер с портретом Валентины Терешковой. Автор Кручко Ж.А. Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 1720 узлов на 1 кв. дм; 204 × 150 см

    После первых успешных полетов советских космонавтов у С.П. Королева появилась идея отправить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток. При отборе претенденток далеко не последним критерием была способность вести активную общественную деятельность — Валентина Терешкова, ставшая в итоге первой женщиной-космонавтом, позже, в 1968–1987 годах, возглавляла Комитет советских женщин, в 1969 году была вице-президентом Международной демократической федерации женщин и членом Всемирного совета мира.

    «Большая химия»

    Ковер «Большая Химия». РСФСР, Московская область, г. Люберцы, 1968 г. Московское производственное ковровое объединение. Люберецкий ковровый комбинат. Автор Шестакова Л.Д. Шерстяные нити; ткачество машинное ворсовое; 176 × 96 см

    «Большая химия СССР» — так полуофициально назывался в Советском Союзе грандиозный по масштабам долгосрочный (1958–1980 годы) народнохозяйственный проект создания инновационной химической индустрии. Забавно, но развитие индустрии синтетических волокон в рамках этой программы позволило в том числе открыть или перевооружить множество ковровых комбинатов по всему Советскому Союзу.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Adblock detector